5 марта (по новому стилю) 1899 года первый в мире ледокол вышел в первое плавание и начал свою долгую 65-летнюю ледовую вахту.
Это судно, предназначенное для форсирования тяжелых льдов двухметровой толщины, было заложено на стапелях английской фирмы «Армстронг» в Ньюкасле в декабре 1897 года по заказу России. Идея создания мощного арктического ледокола принадлежала адмиралу С. О. Макарову, который участвовал в его проектировании, наблюдал за постройкой, был на всех испытаниях. По ходатайству сибирских организаций, строящийся ледокол назвали «Ермак» – в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича, начавшего освоение Сибири.
В октябре 1898 года корпус ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. А уже в марте 1899 года «Ермак» подошел к Кронштадту, сокрушая 80-сантиметровый лед на рейде. В том году благодаря ледоколу навигация в Петербургском порту началась необычайно рано – 17 апреля в порт пришел первый пароход.
Летом 1899 года «Ермак» под командованием вице-адмирала Макарова совершил поход для ледовых испытаний в Арктику, к острову Шпицберген. Именно на «Ермаке» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого А. С. Попова – радиотелеграф. В январе 1900 года на ледоколе приняли радиосообщение с указанием выйти на спасение рыбаков, вынесенных в море на льдине. А в апреле того же года ледокол стянул с камней острова Гогланд новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», выброшенный на берег жестоким штормом. Спасение броненосца стоимостью 4,5 миллиона рублей сполна оправдало все расходы на строительство «Ермака». В том же году ледокол освободил из ледового плена в Финском заливе и крейсер «Громобой».
На счету ледокола – тысячи часов тяжелейших судовых проводок через льды Балтики и северных морей. Большую помощь «Ермак» оказал боевым кораблям советского флота. В суровую зиму 1918 года ледокол провел более двухсот кораблей – участников знаменитого Ледового похода Балтийского флота. В 1930 году «Ермак» освободил из ледового плена ледокольные пароходы «Садко» и «Малыш», установив рекорд свободного плавания, достигнув 83 градусов северной широты. В феврале 1938 года он участвовал в спасении экипажа станции «Северный полюс».
Во время Великой Отечественной войны «Ермак» обеспечивал плавание судов через льды на Балтике.
Многие из тех членов экипажа ледокола, что собираются на ежегодные встречи в Музее Арктики и Антарктики, участвовали в военных походах «Ермака», помнят ночные переходы в Кронштадт под огнем немецких батарей, помнят взрыв мины, сильно повредившей корпус. Своей артиллерией и пулеметами «Ермак» отражал налеты немецкой авиации и воевал, таким образом, как боевой корабль.
В июне 1944 года ледокол разоружили и возвратили главному управлению Северного морского пути. Ему еще предстояло двадцать лет трудиться на ледовых трассах.
– В конце 1962 года «Ермак» совершил последний рейс в Арктику, – рассказывает член последнего экипажа Александр Королев (на снимке 1944 года), кочегар 2-го класса, потом машинист и старший механик ледокола. – «Ермаку» была приготовлена торжественная встреча. Он прошел вдоль строя боевых кораблей, приветствовавших его скрещенными лучами прожекторов. Но, к сожалению, почести этим ограничились. В отличие от «Красина» наше судно не стало музеем ледокольного флота. В 1964 году «Ермак» был разобран на металл в Мурманске. И только несколько реликвий с него осталось в разных музеях да в Мурманске построен скромный памятник первопроходцу российского ледокольного флота.
На нынешней встрече ветераны «Ермака» и их гости вспомнят славную историю ледокола, товарищей, с которыми довелось работать и воевать, и расскажут молодым, как трудно и радостно быть первыми.
Насколько мне известно, торжественная встреча, посвященная ледоколу "Ермак" прошла в ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова, но не в музее Арктики и Антарктики. А еще, если я не ошибаюсь, "Ермак" работал плавучей электростанцией в блокадном Ленинграде. Он стоял на приколе на набережной около Эрмитажа.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]